Новости монастыря

Завершается Святая Четыредесятница

Завершается Святая Четыредесятница
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

Утром 24 апреля 2024 года в среду на 6-ой седмице Великого Поста в Казанском Богородицком мужском монастыре была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров. По запричастном стихе проповедь произнес насельник Казанской обители иеромонах Ермоген (Рубан): 

Вот уже наступила середина шестой седмицы Великого поста. Завершается Святая Четыредесятница. Мы приближаемся к последним дням земной жизни Спасителя, к Его вольным и спасительным страданиям, распятию на кресте, смерти, погребению и тридневному Воскресению.

Но прежде мы увидим чудо воскрешения четырехдневного Лазаря и торжественный вход Господа в Иерусалим.

Вспомним историю земной жизни Спасителя. Что происходит сегодня? Что происходит в эти дни? Господь со своими учениками пребывает за Иорданом. И вот к ним из Вифании приходит известие.

А Вифания – это небольшое селение, недалеко от Иерусалима. Вифания переводится как «дом фиников».

И вот Господу сообщают, что Лазарь, которого Он любит, болен. Об этом просят сообщить Господу сёстры Лазаря – Марфа и Мария. Господь говорит ученикам, что «это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Интересно, что Господь сознательно допускает смерть Лазаря. Он два дня остаётся на том же самом месте. Потом Он вместе с учениками отправляется в Вифанию, как Он говорит, чтобы разбудить уснувшего смертным сном их друга.

Господь идёт в Вифанию, с ним идёт множество народа. Он отзывает двенадцать учеников и говорит: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное у пророков о Сыне Человеческом, Его предадут в руки язычникам, на поругание, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его, и в третий день воскреснет». И они снова ничего не поняли, что Он говорил, а спросить Его побоялись. Это уже третий раз, когда Господь открыто говорит им о Своих предстоящих страданиях, смерти и Воскресении.

Вспомним, что в первый раз Он говорит об этом своим ученикам, когда они находились в пределах Кесарии Филипповой. Тогда Он спрашивал учеников: «…за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ученики говорят: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Он им задаёт вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» И Пётр от лица всех апостолов отвечает: «Ты – Христос, Сын Бог Живаго!»

Тогда уже апостолы веровали в Него как во Христа, обещанного пророками Мессию, и исповедуют Его Сыном Бога Живаго, то есть Сыном Единосущным Богу Отцу, исповедуют Его Богочеловеком. И после этого Господь начинает открывать им, что Ему необходимо будет пострадать в Иерусалиме: умереть и воскреснуть.

А второй раз Он говорит ученикам о Своих страданиях после Своего преславного Преображения, когда Он спустился с Фаворской горы и исцелил бесноватого отрока.

Но и на самой Фаворской горе Он показывает Своим избранным ученикам – Петру, Иоанну и Якову – Своё Божественное достоинство. Он показывает им Славу Своего Божества, чтобы они утвердились, что Он воистину Отчее сияние, что Он Единосущного Отца Сын. На Фаворе Ему являются пророки Илья и Моисей, которые тоже говорят об Его исходе, который Ему надлежит совершить в Иерусалиме, говорят о Его страданиях.

И скоро не только трём избранным, и даже не всем двенадцати, а множеству людей Он покажет Своё Божественное достоинство. Он покажет Свою силу и всемогущество, воскресив уже разлагающегося мертвеца. Он воззовёт из гроба. Из гроба выйдет умерший четырехдневный Лазарь. И это чудо превосходит все чудеса, которые до этого совершил Господь.

Это чудо будет последней каплей, которая переполнит первосвященников, фарисеев и книжников злобой и ненавистью. Они уже не смогут сдерживать свою злобу. Это будет завершающей причиной Его заочного осуждения на смерть. Это будет причиной приближения к Нему Его животворящей и искупительной смерти.

Сейчас Господь идёт со своими учениками в Вифанию, Его путь проходит через Иерихон.

Иерихон – это город, который располагался в 25 км от Иерусалима. В то время это был очень богатый город. На востоке он граничил с Аравией. И он контролировал дороги, которые вели с востока в Иерусалим, поэтому таможенники, которые были в этом городе, имели очень хороший заработок. Особенно богатым был начальник таможни – всем нам известный Закхей.

Когда он услышал, что Господь идёт со множеством народа, он искал видеть Иисуса, но он был мал ростом, поэтому не решился пробираться среди толпы. Он был ненавидим всеми и в такой толпе, воспользовавшись случаем, его могли побить, поэтому он обогнал всю шедшую процессию и залез на смоковницу. Так написано в нашем синодальном переводе.

Толкователи Писания говорят, что в подлиннике стоит слово не «смоковница», а стоит слово «сикомора».

Смоковница – это небольшое дерево с не очень крепкими ветвями. А вот сикомора или шелковичое тутовое дерево – оно, действительно, очень большое, с очень крепкими ветвями. Именно на него залез Закхей.

Когда Господь увидел его, Он сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И вот «надобно быть» – это не совсем точный перевод, а точнее в переводе будет звучать: «должно остаться у тебя в доме».

И Закхей принимает Его. Вместе с Иисусом к нему и его дому приходит спасение. И весь народ, видя, что Господь остался у такого всеми презираемого грешного человека, начал роптать. Закхей, чтобы оправдаться, говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим…». А вторую половину он тоже не оставляет себе и говорит: «…кого чем обидел, воздам вчетверо». То есть обидел вымогательством денег. И он обещает вчетверо за это воздать, показывая этим свое деятельное покаяние.

Существует предание, что этот Закхей стал христианином, стал сотрудником апостолов, стал епископом Кесарии. Об этом, в частности, пишет Климент Александрийский. И в то время, когда писались Евангелия, это было всем известное лицо, всем известная личность.

Хотя существует и другое предание. Когда в воскресенье, накануне недели о мытаре и фарисее, мы в монастыре совершали службу, наш владыка Кирилл, принёс икону Закхея из Иерусалима. Эта икона была греческого письма, на ней Закхей изображён в одеждах мирянина, как святой праведный.  Владыка тоже в своей проповеди говорил, что в Иерусалиме чтят память Закхея, чтят его как святого праведного.

Это событие произошло в самом Иерихоне.

Вернёмся немного назад. Господь со множеством народа подходит к Иерихону. Приближалась Пасха. Надо сказать, что по верованиям того времени иудеи считали, что Мессия должен прийти во время праздника Святой Пасхи.

На Пасху стекалось множество народа. По правилам того времени каждый мужчина старше 12 лет, живший не дальше 25 километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. К Иерихону тоже относилось это правило.

Те, кто не мог прийти по каким-либо причинам в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц города и встречали идущих в Иерусалим паломников. И вот улицы города полны народа. К Иерихону приближается процессия, во главе которой идёт Господь.  У дороги сидит слепец и просит милостыню, он слышит шум и спрашивает у проходящего народа, что это такое. Ему говорят: «Это Иисус Назорей идет».

Иисус Назорей – это было всем известное прозвище Господа, потому что всю Свою жизнь до 30 лет, до выхода на общественное служение, Он провёл в Назарете, поэтому Его называли Назореем. Хотя мы все знаем, что в то время было особый обет назорейства, но Господь этот обет не принимал, к Нему это не относится. Слепец, услышав это, стал громко кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня!»

А Сын Давидов – это было мессианское исповедание, то есть он признаёт Иисуса Назорея тем самым Мессией, о котором говорили пророки, которого ожидал Израиль.

Конечно, этот крик раздражал шедших впереди людей. Они заставляли его молчать, но он стал ещё сильнее кричать: «Сыне Давидов! помилуй меня!» (см. Лк. 18:39) Господь останавливается, останавливается вся процессия. Иисус подзывает его к Себе и спрашивает: «Что ты хочешь от меня? он говорит: Господи! чтобы мне прозреть!» То есть он Его не только признаёт Мессией, он Его называет Господом и Богом. И Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя!» Он тотчас прозревает. И он, и все множество народа прославляют Бога.

И вот, мне хотелось бы обратить внимание, дорогие братья и сестры, на историю исцеления этого слепца. Он кричит: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй мя!» Мы видим, как важно часто обращаться к Богу с краткой молитвой и постоянно памятовать о Нём.

Аскетическое предание святых отцов говорит нам об Иисусовой молитве. Она имеет немного другую форму. «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного» – вот этой молитвой нам необходимо постоянно молиться, навыкать в этой молитве.

А те люди, которые говорили слепцу, чтобы он перестал, чтобы он замолчал, это наши греховные помыслы. И не только греховные, но и суетные мысли, чувства, желания, которые нам мешают во время нашей молитвы. Мы должны не обращать на них внимания, а сосредотачиваться на молитве, как это делал Иерихонский слепец. Он не просто говорил, но кричал. То есть нам необходимо подключать своё сердце, от сердца обращаться к Богу.

Мы слышим тут о вере. Все мы с вами имеем веру, находимся в храме. Наша вера основывается на личном опыте переживания Божественного присутствия, на личной встрече со Христом, на соприкосновении с Божественной реальностью. Такую веру имеем мы с вами.

А если это не так, то получается, что наша вера является еще детской верой, которая основана на доверии слышанному или доверии той традиции, в которой человек пребывает.

И вот, по мере того, как мы будем углубляться в Иисусову молитву, мы будем приближаться к Богу. Будет укрепляться наша вера. И приближение к Богу будет проявляться присутствием мира в нашем сердце.

Конечно, путь Богу – это путь покаяния, сокрушения и плача. И в начале пути это действительно тяжёлое для человека чувство. Но, если он всё равно идёт к Богу, продолжает идти, покаяние становится светлым, плач его становится радостным. Через покаяние и плач благодать очищает нас от грехов и страстей, человек начинает приближаться к чистоте. Всё чаще глубже переживает присутствие Бога, ощущает действие благодати.

Тот, кто достиг чистоты и бесстрастия, может прозреть уже в этой жизни. Он уже здесь может созерцать Бога в той мере, в которой это возможно живущим на Земле. Конечно, не многие достигают такого состояния. Но, если все мы будем идти за Христом, будем стараться, то по исходе из нашей земной жизни мы прозреем, мы все увидим Христа лицом к лицу, мы будем видеть Бога таким, какой Он есть.

А у тех, кто не войдёт в Царствие Небесное, они останутся слепцами, и будут пребывать во тьме кромешной.

Вот, дорогие братья сестры, о чём говорит эта история исцеления иерихонского слепца.

А Господь продолжает свой путь в Вифанию, продолжает восходить в Иерусалим, приближаются Его спасительные страсти. Пойдём и мы вместе с Ним, увидим воскрешение праведного Лазаря, будем встречать Господа при Его входе в Иерусалим, будем вместе с апостолами на Тайный вечере, будем стоять на голгофе у Креста, на котором будет распят Спаситель, будем участвовать в погребении Господа, озаримся тишиной Великой Субботы, соберемся  для прославления Воскресшего Христа и Господь озарит нас своей Пасхальной радостью!

Аминь!

ТЕГИ:
Иеромонах Ермоген(Рубан)

Новости Татарстанской митрополии