Новости монастыря

День памяти преподобного Серафима Вырицкого

День памяти преподобного Серафима Вырицкого
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

3 апреля 2024 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого (1949) в Казанском Богородицком монастыре была совершена Литургия Преждеосвящённых Даров . По запричастном стихе проповедь произнёс насельник Казанской обители иеромонах Ермоген (Рубан). 

Сегодня мы совершаем память удивительного святого – преподобного Серафима Вырицкого, почти нашего современника, который преставился в 1949 году, прожил долгую жизнь.

В то время он был духовником Александро-Невской Лавры, к нему приводят бесноватую женщину, которая не могла даже войти в храм, её начинало трясти, она даже не могла перекреститься. И вот её подвели к старцу, он встал на колени перед иконами и начал долго молиться. Он помазал её маслом от лампады, которая горела перед иконой Казанской Божьей Матери. Женщина сразу упала, стала совершать неестественные телодвижения, раздался душераздирающий собачий лай. Преподобный Серафим быстро накрыл её епитрахилью и начал молиться, после этого, женщина успокоилась, затихла и когда она пришла в себя, совсем даже не помнила, что с ней было, она полностью исцелилась, бес оставил ее.

Вот на этом примере мы видим, как происходит настоящий экзорцизм, как изгоняют бесов. Всегда для этого необходима святость человека, необходим особый дар, который Господь ему даёт.

Никогда это не было массовым явлением.

Всегда исцеляли отдельного человека, а не так, как это иногда делают сейчас. На так называемых отчитках, на которые люди постоянно ездят, ездят неоднократно, не получая никакой помощи. И даже более того, вполне адекватные люди, которые туда попадают, духовно или психически повреждаются, а самое печальное – это то, что у них искажается правильное представление о духовной жизни.

И преподобный Серафим не только изгонял бесов. Падшие духи, как мы знаем, они часто действуют через людей. Человек под их влиянием находится в какой-либо страсти и совершает разные греховные поступки. Старец Серафим, он уже приобрёл такую чистоту и любовь, что от соприкосновения с ним темные духи отступали и теряли свою силу, а сердце человеческое умягчалось.

Ведь его старческое служение выпало на самый сложный период, на время особо тяжёлого гонения на Русскую Православную Церковь и вообще на верующих. Это были тридцатые годы и, что удивительно, и это даже документально зафиксировано, он не подвергался заключению. Хотя в Вырице, где он пребывал, к тому месту, где он жил, собиралась множество народа, иногда в день было до сотни людей, приходивших к нему.

Несмотря на это, его не арестовывали. Хотя к нему, конечно, и это было известно, неоднократно приходили с обысками ночью, но чем всё это заканчивалось?

Приходят к нему в келью сотрудники НКВД, а он подзывает самого главного, кладёт свою руку ему на голову и говорит: «Да простятся тебе грехи, раб Божий!» И называет его по имени, смотрит на него своими голубыми глазами, полными любви и доброты. Сотрудник же отходит, начинает плакать и говорит: «Если бы все батюшки были такими, то мы были бы верующими!»

А старец с улыбкой отвечает: «Напоите их чайком». И смущённых чекистов ведут поить чаем.

Преподобный Серафим уже тогда предсказывал, что будет война.

Вырица была оккупирована немецкими войсками. И он открыто всем говорил, что победа будет за нами. Эти слова дошли до оккупационных властей. Они были сильно раздражены. Тогда группа офицеров направилась к нему, чтобы с ним расправиться. Они вошли к нему в келью, а старец заговорил с ними на чистом немецком языке.

Надо сказать, что старец был из деревни. Десятилетним деревенским мальчишкой приехал в столицу на заработки и уже в 17 лет был старшим приказчиком. Со временем он открыл своё дело по заготовке и продаже пушнины, а после стал крупнейшим мехоторговцем, купцом второй гильдии. И практически объехал весь мир, был во многих городах, вёл дела с фирмами, которые были в Вене, в Берлине, поэтому он очень хорошо знал немецкий язык.

Удивлённый и смущённый немец задал ему провокационный вопрос: «Скоро ли мы пройдём победным маршем по Дворцовой площади?»

Старец ему спокойно на это сказал, что этого никогда не будет: «Вы скоро будете отступать, а ты сам не увидишь дома, погибнешь под Варшавой». На самом деле так и случилось. Интересно, что в 1980 году один из этих офицеров приезжал в Вырицу, чтобы поклониться могиле старца и сам рассказывал об этом. Он говорил, что их капитан погиб под Варшавой, что он не вернулся домой.

А сам преподобный Серафим во время войны усилил свой молитвенный подвиг.

Его уже больного, можно сказать, под руки вели, а часто практически несли, к большому валуну, который был во дворе. Перед этим камнем росло дерево. Старец на этом дереве укреплял икону преподобного Серафима Саровского, которого он очень почитал, в честь которого он был пострижен в схиму. Он вставал на этот камень, молился, несмотря на то что у него был страшный ревматизм, закупорка вен. Он почти не мог ходить, у него были страшные боли. Кроме того, у него было много других болезней. Несмотря на всё это, он стоял и часами молился за Россию, за нашу победу. Чтобы Господь даровал нам победу. И, действительно, Господь услышал, но не только его молитву, но и молитву многих других святых, которые молились в это время.

Перед своей смертью преподобный Серафим увидел Божию Матерь, которая явилась в оконном проёме и рукою указала ему на небо. В два часа ночи он уже попросил читать канон на разлучение души с телом.

С молитвой «Господи, спаси и помилуй весь мир» он отошёл к Богу.

Так, память такого замечательного святого мы с вами празднуем!

Преподобный Серафим говорил, что в последние времена христиане будут спасаться терпением скорбей и болезней. Он также особое внимание обращал, что всем необходимо учиться Иисусовой молитве, т. к. в последние времена Иисусова молитва особо будет нужна верующим.

Преподобный Серафим оказался в Вырице против собственной воли, по послушанию архиерею. Он любил Александро-Невскую Лавру, хотел там остаться, но уже знал, провидел, что Лавра будет закрыта. Он был там духовником, поэтому хотел быть с братией, чтобы укреплять их.

Но получилось по-другому, он вынужден был переселиться Вырицу. Когда он был в Вырице, он уже отказался от обращения к врачам и говорил: «Буди на всё воля Божия!»

Он считал, что болезнь – это школа смирения, и нигде человек не познает своей немощи, как в болезни.

Так вот, братья и сёстры, будем всё терпеть, за всё благодарить Бога.

И будем учиться Иисусовой молитве, которая нам всем необходима и без которой очень трудно достигнуть спасения.

Особенно в наше время, когда множество всякой информации, которая нас смущает, и только сосредотачиваясь на Боге в своём сердце в молитве мы можем как-то укрепится в духовной жизни, как-то достигнуть спасения.

Аминь!

ТЕГИ:
Иеромонах Ермоген(Рубан)

Новости Татарстанской митрополии