Новости монастыря
Дневник дальнейших событий. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский. Часть III. Икона.
Продолжение. Начало см. в «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)», Часть I и Часть II.
Наше знакомство с митрополитом Ефремом удивительным образом продолжилось…
Покинув Петро-Павловский собор, где состоялась моя первая встреча с митрополитом, мы, держа путь, в храм св. Сергия Радонежского на ул. Япеева, рассуждали о том, что у Господа нет ничего случайного. Подумалось, что и нам нужно в меру сил потрудиться, чтобы поделиться с другими этим удивительным знакомством, а для этого подготовить заметку…
Так начался сбор материалов о митрополите Ефреме. Удивительно, но даже дома у меня оказался источник информации – книга Анатолия Михайловича Елдашева «Часовни Казани», в которой была статья про Казанскую «пещерку» – место погребения митрополита. А о. Ермоген, иеромонах Казанско-Богородицкого монастыря, благословил и дал в помощь книгу Е. В. Липакова «Архипастыри Казанские. 1555-2007». Эта книга мне очень помогла. Не могу не упомянуть автора.


Евгений Васильевич Липаков – историк, преподаватель Казанской духовной семинарии, он руководил отделом по канонизации святых Казанской епархии, но в 2012 году в возрасте 53 лет отошел ко Господу. Привожу слова о нем владыки Анастасия: «…У нас в народе ходит пословица, что незаменимых людей нет, но пример Евгения Васильевича полностью опровергает это выражение. Нет, пожалуй, человека, который мог бы заменить его ни в краеведении, ни в истории, ни в епархиальной деятельности. Это был человек, живущий историей, живущий своим делом и полностью предающий себя ему… Многие верующие не знают его имени, но зато имеют возможность молиться святым, над прославлением которых он трудился, … надеюсь, молитвами святых нашей Казанской земли Господь упокоит его душу в селениях праведных»…
Конечно, немало информации я почерпнула в интернете, в том числе из большого доклада о митрополите Ефреме российского историка, публициста Игоря Алексеева. Работа приурочена «к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов». А на одном из сайтов мною был обнаружен архив издания «Известия по Казанской Епархии» за 1914 год, где в 3-х номерах была опубликована статья Ивана Михайловича Покровского (1865-1941) — доктора церковной истории, профессора Казанской духовной академии «Святитель Ефрем, Митрополит Казанский и Свияжский и его церковно-патриотическая деятельность в смутное время в начале XVII века. (К трёхсотлетию его кончины 26 декабря 1613 года)». Для меня это было послание из прошлого, прикосновение к истории, участие в событиях тех лет.
Так, в результате обработки имеющихся источников появилась окончательная версия для размещения на сайте Казанско-Богородицкого монастыря.
Что касается изображений святителя Ефрема, я нашла только фрагмент со старинной иконы, хранившейся в единоверческой церкви, изображение на хоругви и фото иконы, которая находится на раке с мощами.
В работе Алексеева И. Е. мне встретилась информация, что в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 14 мая 1901 года и в журнале «Деятель» №6-7 за июнь-июль 1901 года была помещена заметка о митрополите Ефреме «Забытое имя», c описанием образа митрополита, имевшегося в Казани:
«Иконописное изображение святителя Ефрема, находится в единоверческой Никольской церкви города Казани; там же имеются изображения преподобных Ионы и Нектария, казанских мучеников: Петра, Стефана и Иоанна и Архиепископа Иерусалимского Епифания (грека); замечательны эти все иконы тем более, что единоверие очень чутко ко всяким новшествам и не допустило бы в своих церквах чего-либо не имеющего строго церковного характера. Эти иконы относятся к началу XVIII в. и расположены так: святой Герман, Архиепископ Казанский, и «святый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец»; между ними Образ Святой Троицы. Икона эта принадлежит к 1722г. Второй образ: «святой Епифаний, Архиепископ Иерусалимский в Казани» и «святой мученик Иоанн Казанский», по бокам образа святых Трёх вселенских святителей. Третья икона изображает святого мученика Петра Казанского и святого Мученика Стефана с образом между ними Божией Матери всех скорбящих. Наконец, на четвёртом образе мы видим «преподобных Иону и Нектария, Казанских чудотворцев» с образом посреди них святых Гурия и Варсонофия…».
А в статье у Липакова Е. В. на сайте pravenc.ru приведено подробное описание:
«На правом поле покрытой окладом иконы в верхней части была написана фигура святителя в узорчатом саккосе и омофоре, с палицей на боку, с закрытым Евангелием на левой руке и с благословляющим жестом десницы, поднесенной к груди. Митра составляла часть металлического венца с лучами по краю. Над венцом на окладе была вырезана надпись: «Стый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец». На левом поле находилось изображение свт. Германа, архиепископа Казанского.»

Но, как установил прот. Владимир Мухин в ходе изучения материалов для своей работы «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, венчавший на царство Михаила Федоровича Романова», вышедшей в 1996 году, судьба образа неизвестна, «поскольку вместе с другим имуществом единоверческой общины Никольской церкви она была реквизирована в начале 1930-х гг. сначала в Гохран, затем в Торгсин».
Пусть не этот образ, но мне все же хотелось разыскать какую-либо старинную икону, свидетельствующую о давнем почитании митрополита Ефрема. В ее поисках, я направилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где до этого видела св. Ефрема на иконе Собора Казанских святых. На мои расспросы служитель храма ответил, что икона появилась в монастыре относительно недавно, и, действительно, прочитав памятную надпись и изрядно поупражнявшись в церковно-славянском обозначении чисел, я узнала время написания – сентябрь 1996 года.
Но, Господь сказал: «ищите и обрящете»…
10 августа я собралась на празднование Седмиезерной иконы Божией Матери в Петро-Павловский собор. Там я встретила моих соловецких сопутешественников и прихожанку Казанско-Богородицкого монастыря. Помолившись за Литургией и прославив Матерь Божию, мы спустились в Сретенский храм. Мне не терпелось поделиться тем, что я узнала о митрополите Ефреме, о том, как много сделал он для нашего края, России и Православия. Поклонившись и помолившись у раки мощей святителя, мы отправились по домам.
Выйдя за ворота к машине, я встретила знакомых. Оказалось, что нам по пути. По дороге я было начала рассказывать о митрополите, но выяснилось, что они его давно знают и почитают, и слышали о благодатной помощи по его молитвам, кроме того, они огорчены тем, что он незаслуженно забыт. Мои спутники рассказали о том, что в храме, над ракой с мощами «батюшка хочет повесить икону митрополита». Дивны дела Твоя, Господи! В ответ на мои поиски послал мне нужных людей! Оставалось дело за малым – обратиться в храм, чтобы увидеть икону, сфотографировать и расспросить о ее истории.

В тот день Господь устроил еще одну встречу с этими же попутчиками, и прощаясь, они мне пообещали… подарить небольшую копию этой иконы!
Слава Богу, через некоторое время я получила обещанный подарок. Это была цветная бумажная иконка свт. Ефрема размером 7х8см. Для меня это был «привет» от митрополита и его благословение. Осталось узнать – откуда икона?
У дарителей мне удалось выяснить, что оригинал полученного мною образа – это не современная, а отреставрированная старинная икона. Я попросила, по-возможности, выяснить о том, где находится образ и кому принадлежит… К концу августа заметка была готова и, после получения благословения иерея Антония Ермошина – руководителя Епархиальной комиссии по канонизации святых, терпеливо ожидала размещения на сайте Казанско-Богородицкого монастыря. Но на этом история не закончилась...
Все новости раздела
Новости по теме

Продолжение. Начало см. в «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)», Часть I и Часть II.
Наше знакомство с митрополитом Ефремом удивительным образом продолжилось…
Покинув Петро-Павловский собор, где состоялась моя первая встреча с митрополитом, мы, держа путь, в храм св. Сергия Радонежского на ул. Япеева, рассуждали о том, что у Господа нет ничего случайного. Подумалось, что и нам нужно в меру сил потрудиться, чтобы поделиться с другими этим удивительным знакомством, а для этого подготовить заметку…
Так начался сбор материалов о митрополите Ефреме. Удивительно, но даже дома у меня оказался источник информации – книга Анатолия Михайловича Елдашева «Часовни Казани», в которой была статья про Казанскую «пещерку» – место погребения митрополита. А о. Ермоген, иеромонах Казанско-Богородицкого монастыря, благословил и дал в помощь книгу Е. В. Липакова «Архипастыри Казанские. 1555-2007». Эта книга мне очень помогла. Не могу не упомянуть автора.
Евгений Васильевич Липаков – историк, преподаватель Казанской духовной семинарии, он руководил отделом по канонизации святых Казанской епархии, но в 2012 году в возрасте 53 лет отошел ко Господу. Привожу слова о нем владыки Анастасия: «…У нас в народе ходит пословица, что незаменимых людей нет, но пример Евгения Васильевича полностью опровергает это выражение. Нет, пожалуй, человека, который мог бы заменить его ни в краеведении, ни в истории, ни в епархиальной деятельности. Это был человек, живущий историей, живущий своим делом и полностью предающий себя ему… Многие верующие не знают его имени, но зато имеют возможность молиться святым, над прославлением которых он трудился, … надеюсь, молитвами святых нашей Казанской земли Господь упокоит его душу в селениях праведных»…
Конечно, немало информации я почерпнула в интернете, в том числе из большого доклада о митрополите Ефреме российского историка, публициста Игоря Алексеева. Работа приурочена «к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов». А на одном из сайтов мною был обнаружен архив издания «Известия по Казанской Епархии» за 1914 год, где в 3-х номерах была опубликована статья Ивана Михайловича Покровского (1865-1941) — доктора церковной истории, профессора Казанской духовной академии «Святитель Ефрем, Митрополит Казанский и Свияжский и его церковно-патриотическая деятельность в смутное время в начале XVII века. (К трёхсотлетию его кончины 26 декабря 1613 года)». Для меня это было послание из прошлого, прикосновение к истории, участие в событиях тех лет.
Так, в результате обработки имеющихся источников появилась окончательная версия для размещения на сайте Казанско-Богородицкого монастыря.
Что касается изображений святителя Ефрема, я нашла только фрагмент со старинной иконы, хранившейся в единоверческой церкви, изображение на хоругви и фото иконы, которая находится на раке с мощами.
В работе Алексеева И. Е. мне встретилась информация, что в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 14 мая 1901 года и в журнале «Деятель» №6-7 за июнь-июль 1901 года была помещена заметка о митрополите Ефреме «Забытое имя», c описанием образа митрополита, имевшегося в Казани:
«Иконописное изображение святителя Ефрема, находится в единоверческой Никольской церкви города Казани; там же имеются изображения преподобных Ионы и Нектария, казанских мучеников: Петра, Стефана и Иоанна и Архиепископа Иерусалимского Епифания (грека); замечательны эти все иконы тем более, что единоверие очень чутко ко всяким новшествам и не допустило бы в своих церквах чего-либо не имеющего строго церковного характера. Эти иконы относятся к началу XVIII в. и расположены так: святой Герман, Архиепископ Казанский, и «святый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец»; между ними Образ Святой Троицы. Икона эта принадлежит к 1722г. Второй образ: «святой Епифаний, Архиепископ Иерусалимский в Казани» и «святой мученик Иоанн Казанский», по бокам образа святых Трёх вселенских святителей. Третья икона изображает святого мученика Петра Казанского и святого Мученика Стефана с образом между ними Божией Матери всех скорбящих. Наконец, на четвёртом образе мы видим «преподобных Иону и Нектария, Казанских чудотворцев» с образом посреди них святых Гурия и Варсонофия…».
А в статье у Липакова Е. В. на сайте pravenc.ru приведено подробное описание:
«На правом поле покрытой окладом иконы в верхней части была написана фигура святителя в узорчатом саккосе и омофоре, с палицей на боку, с закрытым Евангелием на левой руке и с благословляющим жестом десницы, поднесенной к груди. Митра составляла часть металлического венца с лучами по краю. Над венцом на окладе была вырезана надпись: «Стый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец». На левом поле находилось изображение свт. Германа, архиепископа Казанского.»
Но, как установил прот. Владимир Мухин в ходе изучения материалов для своей работы «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, венчавший на царство Михаила Федоровича Романова», вышедшей в 1996 году, судьба образа неизвестна, «поскольку вместе с другим имуществом единоверческой общины Никольской церкви она была реквизирована в начале 1930-х гг. сначала в Гохран, затем в Торгсин».
Пусть не этот образ, но мне все же хотелось разыскать какую-либо старинную икону, свидетельствующую о давнем почитании митрополита Ефрема. В ее поисках, я направилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где до этого видела св. Ефрема на иконе Собора Казанских святых. На мои расспросы служитель храма ответил, что икона появилась в монастыре относительно недавно, и, действительно, прочитав памятную надпись и изрядно поупражнявшись в церковно-славянском обозначении чисел, я узнала время написания – сентябрь 1996 года.
Но, Господь сказал: «ищите и обрящете»…
10 августа я собралась на празднование Седмиезерной иконы Божией Матери в Петро-Павловский собор. Там я встретила моих соловецких сопутешественников и прихожанку Казанско-Богородицкого монастыря. Помолившись за Литургией и прославив Матерь Божию, мы спустились в Сретенский храм. Мне не терпелось поделиться тем, что я узнала о митрополите Ефреме, о том, как много сделал он для нашего края, России и Православия. Поклонившись и помолившись у раки мощей святителя, мы отправились по домам.
Выйдя за ворота к машине, я встретила знакомых. Оказалось, что нам по пути. По дороге я было начала рассказывать о митрополите, но выяснилось, что они его давно знают и почитают, и слышали о благодатной помощи по его молитвам, кроме того, они огорчены тем, что он незаслуженно забыт. Мои спутники рассказали о том, что в храме, над ракой с мощами «батюшка хочет повесить икону митрополита». Дивны дела Твоя, Господи! В ответ на мои поиски послал мне нужных людей! Оставалось дело за малым – обратиться в храм, чтобы увидеть икону, сфотографировать и расспросить о ее истории.
В тот день Господь устроил еще одну встречу с этими же попутчиками, и прощаясь, они мне пообещали… подарить небольшую копию этой иконы!
Слава Богу, через некоторое время я получила обещанный подарок. Это была цветная бумажная иконка свт. Ефрема размером 7х8см. Для меня это был «привет» от митрополита и его благословение. Осталось узнать – откуда икона?
У дарителей мне удалось выяснить, что оригинал полученного мною образа – это не современная, а отреставрированная старинная икона. Я попросила, по-возможности, выяснить о том, где находится образ и кому принадлежит… К концу августа заметка была готова и, после получения благословения иерея Антония Ермошина – руководителя Епархиальной комиссии по канонизации святых, терпеливо ожидала размещения на сайте Казанско-Богородицкого монастыря. Но на этом история не закончилась...
Новости по теме
Другие новости раздела
Он трудился подобно апостолам. Вспоминаем об Андрее Игоревиче Колмакове
Наступило 40 дней со дня преставления Андрея Игоревича Колмакова — старосты нашей общины и благотворителя Казанского Богородицкого мужского монастыря. Мы собрали воспоминания и теплые слова от тех, кто был с ним знаком. Наместник Казанского
Каждый из вас может внести посильное пожертвование для приобретения церковной утвари для храма Николы Тульского
Дорогие братья и сестры! На территории монастыря ведутся работы по воссозданию храма Николы Тульского, братских корпусов, а также ограды монастыря со стороны ул.Нагорная. На данный момент идут к завершению общестроительные работы по храму Николы
Популярные новости
Он трудился подобно апостолам. Вспоминаем об Андрее Игоревиче Колмакове
Наступило 40 дней со дня преставления Андрея Игоревича Колмакова — старосты нашей общины и благотворителя Казанского Богородицкого мужского монастыря. Мы собрали воспоминания и теплые слова от тех, кто был с ним знаком. Наместник ...