Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть VIII

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть VIII
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. в «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)»

25 октября, в праздник Иверской и Седмиозерной икон Божией Матери я была на всенощной в Петропавловском соборе, в котором хранятся святыни. В нижнем Сретенском храме – мироточивая Иверская икона Божией Матери, а в алтаре верхнего храма – Седмиозерная икона. Эта икона была принесена в 1615 году в землю Казанскую основателем Седмиозерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием и сохранилась до наших дней благодаря ее последнему насельнику – исповеднику иеросхимонаху Серафиму (Кожурину), о котором мало кто знает. Жизнь отца Серафима была исполнена многочисленными скорбями и гонениями за веру. В 1928 году он был арестован и сослан, в 1940 году снова арестован. Очень многое сохранилось в памяти верующих благодаря келейнице и духовному чаду отца Серафима монахине Серафиме. Матушка работала просфорницей сначала в Царицыно, затем в Петропавловском соборе и в Семиозерке. Отошла ко Господу в 2018 году.

Как вспоминает настоятель Седмиезерного монастыря архимандрит Герман (Кузьмин): «после всех арестов отец Серафим был беззубым и ему до конца дней варили специальные пюре, супы, ухаживали, как за ребенком. Пытали, судили так, что после всего этого у батюшки были буквально оголены кости ног и рук, он уже находился при смерти... И конвоиры сказали: «Он все равно «подохнет», и выбросили священника. А одна сердобольная женщина увидела его, забрала к себе в домик в Аметьево и выходила». После долгих лет таких испытаний, отец Серафим по настоянию уполномоченного по делам религии был на долгое время лишен права служения.

Домик, подпертый бревнами, стоит в Аметьево на центральной улице и по сей день. Там и жил старец – достаточно бедно, в лишениях физических, но радостях духовных. «Народная тропа» к батюшке Серафиму не зарастала. В 1969 году батюшка отошел ко Господу. Могила старца находится за алтарем церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, ее можно определить по большому белому кресту.

27 октября мы с народным хором возвращались с воскресной Литургии из храма Усекновения главы Иоанна Предтечи деревни Потаниха Высокогорского района. Кстати, этот храм, как и Петропавловский собор, Духосошественская и Пятницкая Церкви г. Казани, Успенский храм в с. Алаты и Успенский собор г. Болгар и некоторые другие, был построен на средства Ивана Афанасьевича Михляева (1677-1728 гг.) – знаменитого крупнейшего предпринимателя своего времени – держателя суконной мануфактуры, кожевенного и винокуренного заводов.

Единодушно решив, что никуда не торопимся, мы свернули в Борисоглебское, чтобы посетить храм святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Село Борисоглебское – одно из древнейших русских сел в окрестностях Казани, именовалось в XVII веке «Государево дворцовое село». Согласно переписям, уже в 1600 году в селе существовал первый деревянный храм. Церковь строилась на средства Государя, Царя и Великого князя Бориса Фёдоровича Годунова. 1 января 1889 года деревянный храм сгорел и под руководством приходского священника отца Иоанна Богоявленского был осуществлен сбор средств на постройку нового – каменного храма. Он же руководил и строительными работами. Его подвижнической деятельности и неутомимому труду мы обязаны тем, что этот замечательный храм существует. В 1897 году каменный храм был освящен.

Несмотря на то, что служба уже давно закончилась (было около 2 часов дня), храм оказался открыт. Мы вошли, помолились, приложились к иконам, порадовались благолепию храма, и тут, в северной стене храма, я увидела нишу. В ней перед иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» располагался деревянный ковчежец со стеклянной крышкой. Ниша была не освещена, поэтому сквозь стеклянную крышку я сначала увидела внутри лишь несколько золотистых кружочков – мощевиков на красном бархате. С усилием «наведя фокус», я пыталась разглядеть выгравированные имена, и мне показалось, я увидела имя «Ефрем». Ну, думаю, уже сказывается моя вовлеченность в тему. Подруга подсветила мне фонариком. Слава Богу, зрение меня не подвело, действительно, на одном из металлических ободков было выгравировано «мч. ЕФРЕМЪ КАЗ.»! От удивления и умиления из глаз покатились слезы. Очередная Божия «неслучайность». За 10 лет мы лишь однажды были в этом храме, но тогда я не то, что имен не разглядела, я и ковчежец-то не помню, видела ли, а митрополита и вовсе не знала.

На других мощевиках было выгравировано:

— Свт. Арсенiй Тв.
— Свт. Iоасафъ Белгородскiй
— Мч. Гаврiилъ Седм.
— Свт. Игнатiй Брянчаниновъ (риза)
— Вмц. Варвара
— Прмц. Вл.кн. Елисавета
— Мчч. Iона и Нектарiй Каз.
— Свт. Гурiй Каз.

У настоятеля храма я попросила благословения сделать фотографии ковчежца и рассказать о его происхождении. Отец Иаков пояснил, что его назначили на приход в 2015 году и о том, как в храме появились частицы мощей лучше уточнить у предыдущего настоятеля.

По дороге в город мы прочитали историю храма и о том, что предыдущим настоятелем был о. Олег (Рассыпнинский).

Воскресный день приближался к концу. После произошедших событий мне подумалось, раз Господь вновь послал мне весточку о митрополите, значит мои изыскания продолжаются...

В следующее воскресенье, 3 ноября я отправилась на раннюю Литургию в Сретенский храм Петропавловского собора. Какая радость – увидеть храм преображенным. В первый раз он встречал меня не «забытым пещерным храмом» с действующей церковной лавкой, а ожившим, залитым светом, теплотой сердец и молитвой. Все прихожане, коих было немало, до службы и после, поднимались на левый клирос, чтобы поклониться и помолиться у мощей митрополита Ефрема. Без сомнения, и сам митрополит, и архиепископ Иерусалимский Епифаний незримо присутствовали на Божественной Литургии и молились вместе с нами «о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, о Патриархе, о преосвященных митрополитах и честнем пресвитерстве, о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, о граде нашем, стране и верою живущих в них».

После службы в руках прихожанина Петропавловского собора Романа, я с радостью и удивлением обнаружила буклет про митрополита Ефрема. Оказывается, мои друзья уже успели подготовить партию буклетов и разместить на подоконнике, где обычно пишут «записки». Слава Богу, что люди, приходящие в храм, теперь имеют возможность взять буклет и узнать из него о митрополите, а также поделиться с близкими.

4 ноября – день памяти для всей России. Вот как в своем выступлении на открытии XVI Всемирного Русского Народного Собора в 2012 году охарактеризовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл события 400 летней давности: «Во времена Смуты мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу Вселенского Православия».

А духовным вождем этой защиты стал наш соотечественник – непоколебимый столп Православия, «начальный человек земли Русской» священномученик Патриарх Ермоген. Все его силы были направлены на водворение мира и правды в нашем Отечестве. Не колеблясь встав на защиту русского престола и Православной Церкви, он не поддался ни на лесть, ни на обман, ни на подкуп, ни на лживую «приветливость» врагов, сетовавших на «загрубелость» его сердца к их желанию окатоличить Святую Русь.

В марте 1611 года Патриарха низложили и заточили в темницу Чудова монастыря. В «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском, о страдании нового страстотерпца святейшего кир Гермогена, патриарха всея Руси», написанной во время заточения святителя, очень хорошо показано, какое значение придавали русские патриоты величественной фигуре томившегося в плену патриарха:

«О столп крепкий и непоколебимый! О крепкая стена и забрало у Бога и Пречистой Его Матери! О твердый алмаз, о поборник непобедимый! О непреклонный веры заступник! О воистину пастырь неложный!.. И видим все: не даст слову Божию пропасть на земле и, хотя всегда рядом со смертью ходит возле общих наших врагов и губителей, однако хранит надежду на Творца нашего и Божию Матерь, и на великих чудотворцев, общих наших заступников и богомольцев. Ежели ему, государю, и случится за слово Божие умереть – не умрет, но жив будет вовеки. Во всеуслышание и решительно следует сказать: если бы таких великих, стойких и непоколебимых столпов было у нас не мало, то никогда бы в нынешнее злосчастное время наша бы святая и непорочная вера от тех душепагубных волков, от явных врагов, чужих и своих, не пала, но еще более бы просияла… А ныне один уверенно стоит и всех держит, а врагам сурово грозит… Один только у нас ныне есть у Бога и Пречистой Его Матери стена и забрало, так это он, государь, великий святитель и крепкий заступник»

5 августа 1611 г. в Кремль тайно пробрался свияженин Родион, через которого Святитель передал наскоро составленную свою последнюю грамоту в Нижний Новгород. До него дошли слухи о том, что стоявшие под Москвой казаки хотят присягать сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но из двух зол – интервенты и "воры" – нельзя выбирать и второе.

Святитель заклинает нижегородцев и казанского митрополита Ефрема не допустить подобного развития событий, призвать казаков прекратить грабежи и разбои. В этой грамоте великий старец посылал всем восставшим за Родину благословение и разрешение в сем веке и в будущем за то, что они стоят за веру твердо.

После мученической кончины Патриарха дело, которому он служил, не погибло, но напротив, продолжало шириться и крепнуть. Призывы патриарха подхватили архимандрит Троицкого монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын: они обращались со своими грамотами к народу и призывали к сопротивлению.

«Везде говорите моим именем!» – поучал Патриарх. Эта последняя грамота носителя русской духовной власти совершила великое дело.

Когда она была получена в Нижнем Новгороде, то староста Козьма Захарьевич Минин-Сухорукий воззвал к народу: «Ничего не щадить для спасения Отечества!». Нижегородское ополчение, возглавляемое нижегородским торговцем, «выборным человеком» Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, завершило дело освобождения Москвы и всей России. Составлялось оно всю зиму на севере, а также в Поволжье и на Оке, а весною 1612 г. пошло к Москве под начальством доблестного воеводы князя Пожарского и великого гражданина Минина. Митрополит Ефрем направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой. 22 октября 1612 г. русские войска овладели Китай-городом, осажденный Кремль и Москва была освобождена от поляков заступлением Божией Матери «ради Казанской иконе Ее».

Когда в 2004 году дату 4 ноября утверждали, как День народного единства, Святейший Патриарх Алексий поддержал инициативу словами: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Продолжение следует

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
История Казанской епархии