Слово в Неделю Торжества Православия

Слово в Неделю Торжества Православия
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

В Неделю Торжества Православия в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря была совершена Божественная литургия. После службы к прихожанам со словом проповеди обратился благочинный обители, отец Андрей:

«Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, который называется Торжество Православия. Сегодня Церковь воспоминает те далекие события IX века, когда была осуждена ересь иконоборчества. Кому-то может показаться, ну какая разница почитаем мы иконы или не почитаем? Главное - в Бога верим, Евангелие читаем, любим Христа. Но на самом деле это важно. Малейшее отклонение ведет к непониманию веры.

В астрономии есть такое явление, которое называется параллакс. Если провести прямую линию от Земли до некой звезды и в самом начале отклониться на градус, то на большом расстоянии, в миллионы световых лет, эта ошибка приведет нас совершенно к другой звезде. Так и в вере. Например, есть такие христиане-монофизиты. Они верят, что у Христа была только одна природа – божественная. Казалось бы, ну и что? Но на самом деле это удаляет их от правильно понимания Бога. Если так считать, то, как тогда воспринимать сорокадневный пост Господа в пустыне? В Евангелии говорится, что «Он взалкал». А Бог же не может испытывать голод. Это значит, что Христос был актером, изображал, что голодает, жаждет. И, следовательно, на кресте он не страдал, а висел просто для вида. Но мы с вами верим, что Христос все претерпел, все испытал по-настоящему. И мы называем Его Богом и монофизиты. Но они верят совсем в другого Бога. Вот почему очень важно не отклоняться от учения Церкви.

В древние времена жил в египетской пустыни такой подвижник преподобный Агафон. К нему стекалось много народа. И однажды монахи решили его искусить. Они спросили его: «Отче, правда, что ты горделивый и блудник?» - он ответил: «Правда». Они продолжили: «А, правда, что ты вор и чревоугодник?». И с этим старец согласился. И тогда один монах спросил: «А, правда, что ты еретик?». И тогда он сказал: «Нет, я не еретик». У него поинтересовались, почему он со всем соглашался, а с обвинением в ереси нет? Он пояснил, что для смирения ему полезно признать все эти грехи. А вот объявить себя еретиком, это значит отделить себя от Церкви и спасения. Это для нас это назидательно.

Ереси и расколы возникают во многом и потому что их поддерживают власти. Так же было и с иконоборчеством. Ведь написать икону и тогда и сейчас — это дорогое удовольствие. И не каждый мог это себе позволить. В древние времена иконы в основном были в монастырях. Монахам много не надо – простая черная одежда, скромное питание. Поэтому все пожертвование шли на благоукрашение храмов. И вот императоры поддержали иконоборчество, чтобы принизить роль монастырей. И сейчас эта ересь существует. Все протестанты не почитают иконы, а про нас говорят, что «вы поклоняетесь идолам». При этом они ссылаются на Ветхий Завет, где говорится не делать никого изображения Бога. Но ведь это Ветхий Завет, тогда Бога никто не видел и не знал, как его изображать. Но ведь потом Христос пришел в мир, вочеловечился, ходил с апостолами, вкушал пищу, поучал. Все его видели. Почему же нельзя его изображать? И опять же протестанты думают, что иконе мы поклоняемся как идолу. Но ведь в ней две природы: материальная и сакральная, духовная. Материальное это доски, краски. А духовное это, то кому посвящена икона. И когда мы поклоняемся и целуем икону, естественно мы почитаем не доски и краски, а того, кто на ней изображен. И свою молитву, свою любовь мы возносим Спасителю или Матери Божией или святым. Все довольно просто. Но для того, чтобы это понять, нужно вести диалог. А протестанты слышать ничего не хотят, потому что очень гордые. А гордость мешает - оглупляет людей.

Так в чем же заключается Торжество Православия? Господь говорит: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Мы понимаем, что не будет триумфального шествия православия по миру. Не примут его все народы. Люди привыкли жить по своим страстям и «хотелкам». А здесь же себя надо менять. Поэтому всегда будет малое стадо.

Торжество Православия выражается в наших поступках. Например, сделали человеку плохо, а он не мстит, а отвечает добром. Отражается оно и в наших мучениках. Вы, наверное, знаете, что в прошлое воскресенье в Кизляре матушек, прихожанок расстрелял один ваххабит. С человеческой точки зрения это трагедия. Но и ее можно назвать Торжеством Православия. По большому счету, любой христианин может только мечтать о такой смерти. Было воскресенье, они исповедались, причастились, вечером пришли на службу испросили у всех прощения. И вот с такой чистой совестью отойти ко Христу — это же милость Божия. Такую смерть еще надо заслужить. А раз есть такие христиане, на которых восстает Зло, это и есть самое настоящее Торжество Православия!»