Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

В Неделю о мытаре и фарисее и праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого монастыря состоялась Божественная литургия.

В завершении литургии наместник обители игумен Марк вознес молитвы к новомученникам, а затем обратился со словом проповеди к прихожанам:

«Дорогие братья и сестры! Вчера, в субботу на всенощном бдении мы слышали покаянные тропари, Святая Церковь начинает нас предуготовлять к Великому посту. И сам Господь предлагает нам притчу о двух людях, вошедших в храм помолиться. Она читается из года в год и хорошо нам известна. Но, несмотря на это, к сожалению, мы не живем, так как призывают нас в ней Христос.

Фарисей молился возле святилища: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю».

А мытарь в это время стоял на притолоке, боясь войти в храм. Осознавая свою греховность, он говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». И Господь говорит, что мытарь ушел из храма более оправданным, чем фарисей. Он не осуждает фарисея за его слова. Да, он был праведником в своих делах. Но у него не было самого главного и ценного - любви и сострадания к ближним. Он исполнял только букву Закона.

И вот эта грядущая Четыредесятница, и вообще вся наша жизнь, не должна сводиться к исполнению обрядов.

Дальше Господь говорит в притче, что всякий возносящий себя унижен будет, а смиряющий себя, возвысится. На всенощном бдении мы слышали слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Что нужно делать, чтобы они отверзлись, чтобы Господь принял наше покаяние? Прежде всего, смириться и осознать наше недостоинство и ничтожность в глазах Божиих. И в предстоящие три недели будем задумываться, и правдиво смотреть в свое сердце, свою душу. В храме люди молятся устами и дома тоже, когда читают утренние и вечернее правило и акафисты. Но только один Бог видит, что в этот момент лежит на нашем сердце. Сокрушенно ли оно? Наполнено ли любви?

Бог не просто ждет от нас обрядности: поставить свечку, подать записку, взять святой воды. Не достаточно просто прийти на исповедь и «рассчитаться» с Богом своими грехами и уйти, думая, что Господь все мне простил. Не факт. Об этом мы с вами узнаем, когда предстанем перед Ним на Страшном суде. Прощаются  грехи тем, кто исповедует их с орошенным слезами сердцем. И тем, кто снисходит к слабостям и немощам окружающих людей. Надо, видя грехи ближнего не осуждать его, а молиться за него. И не важно, согрешает он против нас с вами или просто грешит. Потому что, как только мы осудим или с пренебрежением посмотрим на этого человека, Господь тут же попустит впасть нам в этот грех. Не просто так призывает нас апостол Павел: «Блюдите, как опасно ходите!»

Всех вас благодарю за ваши святые молитвы. Дай Бог вам крепости сил душевных и телесных. Ангела Хранителя. Аминь»

Блажен муж

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя

Гимн Святой Руси

Стихиры новомучеников

Тропарь новомучеников

Покаяния отверзи ми двери

ТЕГИ:
Игумен Марк (Виленский)