Публикации
Проповедь в день памяти святого апостола Стахия и святого мученика Епимаха,сказанная на Литургии
Дорогие братья и сестры, каждый день церковного года богат памятью святых.
И сегодняшний день не является исключением – святая Церковь вспоминает апостолов, это апостолы от 70-ти, вспоминает мучеников преподобных, новомучеников.
Всех их объединяет любовь к Богу и любовь к ближним,а также самоотвержение и аскетический подвиг, без этого нет настоящего христианства и без этого невозможно достигнуть духовного совершенства и достигнуть святости.
Святой апостол Стахий, память которого мы сегодня совершаем, был поставлен святым апостолом Андреем Первозванным епископом в Византии.
Тогда это был маленький город, который впоследствии, стараниями Константина Великого, стал блистательной столицей – Константинополем – столицей всей Византийской империи.
Апостол Стахий в течение 16 лет нёс подвиг служения ближним. Он управлял местной христианской общиной, а затем он мирно отошёл ко Господу.
Обычно говорят, что первым монахом был Павел Фивейский, который скончался в середине IV века.
И вот сегодня мы вспоминаем святого мученика, который скончался в середине III века.
Он был египетским отшельником, подвиг которого приходится на первую половину третьего века.
Тогда ещё не было устроенной монашеской жизни.Епимах, подражая Иоанну Крестителю, оставил мир и удалился на безлюдную гору, недалеко от которой протекала река Нил.
У него не было духовных наставников.
Тогда не было примеров монашеской жизни.
Его наставником был сам Дух Святой, так это было с преподобной Марией Египетской и, даже намного позднее, когда уже имелась богатая монашеская традиция, и тогда некоторым не удавалось найти духовного руководителя, например, как это было с преподобным Паисием Величковским. Но всё это, конечно, является исключением. А правилом монашеской жизни является послушание духовному наставнику, послушание старцу, игумену. Это относится не только к монашествующим. Это относится и к мирянам, им тоже необходимо духовное окормление – желательно пребывать в послушании у духовника или духовного отца.
Святой Епимах много лет провёл на горе, в посте и молитве, его любовь к Богу выражалась в его отшельнической жизни, а его любовь к ближним – в молитве за весь мир. Но этого преподобному показалось мало, до него дошёл слух, чтов Александрии воздвигнуто сильное гонение на христиан. И многие христиане поддались малодушию, кто-то убегает от гонений, а кто-то, боясь мучений? отрекается от Христа. И тогда Святой решил принять мученическую смерть, и своим примером укрепить молодушных. Он оставил свою возлюбленную гору, оставил уединение и тишину. Пришёл в Александрию – столицу, шумный большой город.
В это время в Александрии язычники совершали свой праздник, а, надо сказать, что в то время языческие праздники сопровождались гнусными чувственными пороками и, видя это, святой исполнился ревностью пророка Илии и, войдя в капище, разрушил идолов. Конечно, он был схвачен. Его привели на суд, когда Епимах увидел игемона, который отдавал приказания мучить христиан, он вновь возгорелся ревностью и устремился на правителя с тем, чтобы поразить его, и, если бы не окружающие люди, которые удержали монаха, то игемон за свое нечестие, за свои нечестивые дела, получил бы достойное телесное наказание. Игемон удивился такой дерзости нищего человека, который был одет в рубище, приказал заключить его в темницу, чтобы тем временем подумать, каким мучениям его предать.
Темница была наполнена христианами, и тогда Епимах стал увещевать, и молиться за них, и говорил, чтобы они не боялись мучений, а мужественно исповедовали имя Христово. И его молитва, его слово имели такую духовную силу, что все христиане, которые были в темнице, все приняли мученическую смерть и все вошли в Царствие Небесное. Последним остался Епимах, ему вынесли смертный приговор и несколько обвинений: во-первых, его обвинили в том, что он сорвал языческие торжества, разрушил идолов; во-вторых, его обвинили в том, что он покушался на жизнь игемона; и в-третьих, его обвинили, как и всех остальных, в том, что он был христианином, то есть принадлежал к недозволенному обществу в Римской империи.
И не только сам принадлежал, но и склонял к нему других людей, укреплял в христианской вере. Его тело стали строгать железными когтями, а потом в него стали кидать камнями, раздробляя его кости. Но святой мужественно всё терпел, воздавал хвалу Богу.
На это мучение смотрела толпа людей и среди этой толпы находилась одна женщина, у которой было бельмо на глазу, она видела только одним глазом, она не была христианкой, но, видя мучения святого, она исполнилась сострадания к нему и стояла горько плакала, вот капля крови упала на её больной глаз – и она тут же исцелилась. Тогда она с радостью воскликнула:«Велик Бог, которого исповедует этот страдалец!»
А святого после различных мучений предали смерти, ему отсекли голову.
Дорогие братья и сестры, святой мученик Епимах показал нам пример любви к ближнему.Конечно, наверное, немногие из нас могут ради любви к ближнему отдать жизнь или пролить свою кровь, принять мученическую смерть, но всем нам необходимо творить дела милосердия.
Не будем забывать евангельскую истину, которая говорит, что, как мы относимся к нашим ближним, к окружающим нас людям, так мы относимся к Богу. Поэтому не будем ни на кого никогда раздражаться, видя недостатки и ошибки окружающих нас людей, наших ближних, не будем никого осуждать, не будем упрекать, не будем навязывать нашего религиозного мировоззрения, не будем читать нравоучений, как надо правильно жить – раздражая этим ближних, а будем показывать это примером собственной жизни. Будем помнить, что любовь является лучшей, даже не просто лучшей, а является единственной проповедницей христианства! И будем молиться за наших ближних. Пусть нам в этом поможет святой мученик Епимах и святой апостол Стахий, память которых мы сегодня совершаем.
Аминь!
Все новости раздела
Новости по теме

Дорогие братья и сестры, каждый день церковного года богат памятью святых.
И сегодняшний день не является исключением – святая Церковь вспоминает апостолов, это апостолы от 70-ти, вспоминает мучеников преподобных, новомучеников.
Всех их объединяет любовь к Богу и любовь к ближним,а также самоотвержение и аскетический подвиг, без этого нет настоящего христианства и без этого невозможно достигнуть духовного совершенства и достигнуть святости.
Святой апостол Стахий, память которого мы сегодня совершаем, был поставлен святым апостолом Андреем Первозванным епископом в Византии.
Тогда это был маленький город, который впоследствии, стараниями Константина Великого, стал блистательной столицей – Константинополем – столицей всей Византийской империи.
Апостол Стахий в течение 16 лет нёс подвиг служения ближним. Он управлял местной христианской общиной, а затем он мирно отошёл ко Господу.
Обычно говорят, что первым монахом был Павел Фивейский, который скончался в середине IV века.
И вот сегодня мы вспоминаем святого мученика, который скончался в середине III века.
Он был египетским отшельником, подвиг которого приходится на первую половину третьего века.
Тогда ещё не было устроенной монашеской жизни.Епимах, подражая Иоанну Крестителю, оставил мир и удалился на безлюдную гору, недалеко от которой протекала река Нил.
У него не было духовных наставников.
Тогда не было примеров монашеской жизни.
Его наставником был сам Дух Святой, так это было с преподобной Марией Египетской и, даже намного позднее, когда уже имелась богатая монашеская традиция, и тогда некоторым не удавалось найти духовного руководителя, например, как это было с преподобным Паисием Величковским. Но всё это, конечно, является исключением. А правилом монашеской жизни является послушание духовному наставнику, послушание старцу, игумену. Это относится не только к монашествующим. Это относится и к мирянам, им тоже необходимо духовное окормление – желательно пребывать в послушании у духовника или духовного отца.
Святой Епимах много лет провёл на горе, в посте и молитве, его любовь к Богу выражалась в его отшельнической жизни, а его любовь к ближним – в молитве за весь мир. Но этого преподобному показалось мало, до него дошёл слух, чтов Александрии воздвигнуто сильное гонение на христиан. И многие христиане поддались малодушию, кто-то убегает от гонений, а кто-то, боясь мучений? отрекается от Христа. И тогда Святой решил принять мученическую смерть, и своим примером укрепить молодушных. Он оставил свою возлюбленную гору, оставил уединение и тишину. Пришёл в Александрию – столицу, шумный большой город.
В это время в Александрии язычники совершали свой праздник, а, надо сказать, что в то время языческие праздники сопровождались гнусными чувственными пороками и, видя это, святой исполнился ревностью пророка Илии и, войдя в капище, разрушил идолов. Конечно, он был схвачен. Его привели на суд, когда Епимах увидел игемона, который отдавал приказания мучить христиан, он вновь возгорелся ревностью и устремился на правителя с тем, чтобы поразить его, и, если бы не окружающие люди, которые удержали монаха, то игемон за свое нечестие, за свои нечестивые дела, получил бы достойное телесное наказание. Игемон удивился такой дерзости нищего человека, который был одет в рубище, приказал заключить его в темницу, чтобы тем временем подумать, каким мучениям его предать.
Темница была наполнена христианами, и тогда Епимах стал увещевать, и молиться за них, и говорил, чтобы они не боялись мучений, а мужественно исповедовали имя Христово. И его молитва, его слово имели такую духовную силу, что все христиане, которые были в темнице, все приняли мученическую смерть и все вошли в Царствие Небесное. Последним остался Епимах, ему вынесли смертный приговор и несколько обвинений: во-первых, его обвинили в том, что он сорвал языческие торжества, разрушил идолов; во-вторых, его обвинили в том, что он покушался на жизнь игемона; и в-третьих, его обвинили, как и всех остальных, в том, что он был христианином, то есть принадлежал к недозволенному обществу в Римской империи.
И не только сам принадлежал, но и склонял к нему других людей, укреплял в христианской вере. Его тело стали строгать железными когтями, а потом в него стали кидать камнями, раздробляя его кости. Но святой мужественно всё терпел, воздавал хвалу Богу.
На это мучение смотрела толпа людей и среди этой толпы находилась одна женщина, у которой было бельмо на глазу, она видела только одним глазом, она не была христианкой, но, видя мучения святого, она исполнилась сострадания к нему и стояла горько плакала, вот капля крови упала на её больной глаз – и она тут же исцелилась. Тогда она с радостью воскликнула:«Велик Бог, которого исповедует этот страдалец!»
А святого после различных мучений предали смерти, ему отсекли голову.
Дорогие братья и сестры, святой мученик Епимах показал нам пример любви к ближнему.Конечно, наверное, немногие из нас могут ради любви к ближнему отдать жизнь или пролить свою кровь, принять мученическую смерть, но всем нам необходимо творить дела милосердия.
Не будем забывать евангельскую истину, которая говорит, что, как мы относимся к нашим ближним, к окружающим нас людям, так мы относимся к Богу. Поэтому не будем ни на кого никогда раздражаться, видя недостатки и ошибки окружающих нас людей, наших ближних, не будем никого осуждать, не будем упрекать, не будем навязывать нашего религиозного мировоззрения, не будем читать нравоучений, как надо правильно жить – раздражая этим ближних, а будем показывать это примером собственной жизни. Будем помнить, что любовь является лучшей, даже не просто лучшей, а является единственной проповедницей христианства! И будем молиться за наших ближних. Пусть нам в этом поможет святой мученик Епимах и святой апостол Стахий, память которых мы сегодня совершаем.
Аминь!
Новости по теме
Другие новости раздела
Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре
13 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря, после чего обратился к присутсвующим с проповедью.
Казанско-Богородицкий монастырь: годы возрождения обители
Прошло время испытаний — Казань вставала из руин.
Популярные новости
Прошел от Мариуполя до Вены
22 июня, в День памяти и скорби, мы по традиции попросили прихожан Казанского Богородицкого мужского монастыря поделится историями о своих родственниках ветеранах Великой Отечественной войны. На этот раз о своем дедушке нам рассказала Олеся ...
В день принесения в столицу Татарстана мощей святителя Тихона Московского архиереи Татарстанской митрополии совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе
19 июня 2025 года, в четверг седмицы второй по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил ...
В рамках Всероссийского крестного хода в Казань принесены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
19 июня 2025 года, в четверг седмицы второй по Пятидесятнице, в Казанском Богородицком монастыре в столице Татарстана состоялась торжественная встреча ковчега с мощами святителя Тихона, ...