Новости монастыря

Будем читать «Лествицу»

Будем читать «Лествицу»
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

14 марта 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря. По запричастном стихе проповедь произнёс насельник Казанской обители иеромонах Ермоген (Рубан):

В это воскресенье Святая Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Она вспоминает его по двум причинам.

Во-первых, чтобы примером его жизни поддержать и укрепить нас в дни поста и покаяния.

Удивительно, но о первоначальном периоде жизни преподобного не знают даже его ближайшие ученики! Это говорит о глубоком смирении святого.

Мы узнаем, что в 16 лет он пришёл на Синайскую гору и стал учеником старца аввы Мартирия. От него он принял монашеский постриг. Когда старец Мартирий со своим учеником пришёл к известному тогда великому старцу Иоанну Савваиту, а, надо сказать, что Иоанн был епископом, который после 10 лет архиерейского служения, тайно от всех поступил в обитель святого Саввы Освященного под видом простого послушника, и вот владыка старец, увидев молодого монаха, встал, набрал воды, помыл ему ноги и поцеловал ему руку. И когда удивлённый послушник владыки спросил, почему он так поступил, Савваит ответил, что сегодня он принял и почтил игумена Синайского. Старец уже тогда прозревал, что преподобный будет особо прославляться Вселенской Церковью.

19 лет Иоанн провёл в полном послушании своему старцу. А после его смерти удалился на поприще безмолвия и провёл в безмолвии 40 лет. Задумаемся, 40 лет он провел в уединении, посте и молитве! А в 75 лет он против своей воли стал игуменом Синайской Обители.

Во-вторых, сегодня Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, можно сказать, как нашего общего духовного наставника и руководителя.

Он оставил нам свой знаменитый труд, который называется «Лествица, возводящая на Небо». В нём он изложил свой многолетний аскетический опыт, описал страсти и борьбу с ними, добродетели и способ их приобретения. Интересно, что этот труд он написал исключительно ради послушания, по просьбе игумена Раифской обители. Как настоящий монах, он не мог поступить по-другому. Он говорил, что по своей воле он не приступил бы к его написанию, что это превышает его меру. Сам он иронически называет свои слова «неприятное и неполезное моё тернословие». И смиренно просит Раифского наместника, чтобы он исправил, если найдёт что-то неправильное.

В своём труде он изобразил духовную лествицу, которая, предохраняя от падения, возводит всех желающих от земли на Небо. Она состоит из 30 степеней, в соответствии 30 годам совершеннолетия, достигнув которого, Господь выходит на общественное служение. Начинается лествица с отречения от мира, беспристрастия к миру, уклонения от него.

На первых ступенях стоит послушание духовному наставнику и покаяние. На этом начинает строиться духовная жизнь. А на вершине лествицы находится бесстрастие и союз трёх добродетелей, бо́льшая из которых есть любовь, ибо ей именуется Сам Бог (см. Кор. 13:13; см. 1 Ин. 4:8).

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали пение заповедей, за исполнение которых Господь нам обещает блаженство. Их пение мы слышим почти за каждой Литургией. Рассмотрим третью заповедь блаженств. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5) О какой земле здесь идёт речь? Конечно, о земле живых (см. Пс. 26:13) О том новом небе, о новой земле, которая наступит после кончины этого мира (Откр. 21:1).

То есть кротким обещается Царство Небесное. А что представляет собой добродетель кротости? Посмотрим, что говорит о кротости и гневе преподобный Иоанн Лествичник.

На его духовной лествице добродетели безгневия и кротость занимают восьмую ступень. Он дает им такое определение: безгневие есть «нечувствительность к досаждениям». А кротость – такое устроение души, при котором в чести и в бесчестии человек пребывает одинаковым.

Преподобный предупреждает, что «иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас». Как некоторые оправдывают себя в том, что «я вспыльчивый, но быстро отхожу», чтобы человек не обратил внимания на эту страсть и считал её незначительной, тогда укореняясь, она становится неисцельной. Поэтому, как только заметим в себе раздражительность и гнев, нам сразу необходимо начать с ними бороться.

Потому что на самом деле, это очень опасная страсть. И борьба с ней будет продолжительной и упорной, потребует от нас много усилий, потому что, как говорит святой, гневу, как и блудной похоти, содействует наше естество.

Почему эта страсть так опасна? Потому что человек во время гнева пребывает в состоянии одержимости, находится во власти падшего духа, он произносит слова и совершает поступки, в которых он потом раскаивается и последствия их могут стать непоправимыми. Каких только грехов не совершает человек во время гнева!

Преподобный говорит, что начало безмолвия есть молчание уст при внутреннем возмущении. И на это нам необходимо обратить особое внимание.

Современная психология учит, что человек не должен удерживать в себе гнев, так как это наносит вред его психическому здоровью. Мы видим, что это неправильно и ошибочно. Когда человек даёт волю своим словам и проявляет свой гнев наружу, то с каждым разом страсть гнева в нём укрепляется и возрастает. А значит и усиливается болезнь его души. А когда человек молчит, пусть внутри у него всё и кипит, тогда, по крайней мере, страсть останавливается, перестаёт возрастать.

Конечно, необходимо не только молчать, но и молиться, чтобы Господь исцелил нас от гнева и злобы. Необходимо сокрушаться, видя свою немощь. Если мы будем молчать и молиться, то страсть не только не будет возрастать, но будет уменьшаться. И тогда Господь, видя наши старания и усилия, видя наше сокрушение, со временем исцелит нас от этой страсти. Также святой предупреждает нас: «Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения».

Если Дух Святой и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца, то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святаго, как страсть раздражительности и гнева.

Видите, насколько опасна эта страсть! Ведь цель нашей христианской жизни есть стяжание Духа Святаго Божиего.

А истребляется гнев добродетелью смирения.

Вот что говорит о кротости и гневе преподобный.

Дорогие братья и сёстры, вспоминая сегодня преподобного Иоанна Лествичника, будем укрепляться примером его жизни, не будем ослабевать в великопостном подвиге. Будем читать «Лествицу», пусть она станет нашей настольной книгой, займёт второе место после чтения Священного Писания. Будем каждый день читать понемногу это душеполезное произведение и воплощать в свою жизнь то, чему нас учит преподобный.

Аминь!

ТЕГИ:
Великий Пост
Иеромонах Ермоген(Рубан)

Новости Татарстанской митрополии