Новости монастыря

Проповедь в праздник Торжества Православия

Проповедь в праздник Торжества Православия
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник игумен Марк (Виленский) с братией обители в священном сане, клирик Александро-Невского храма Казани протоиерей Сергий Хохлов, иерей Кирилл Назаров.

Песнопения исполнил архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко.

За Литургией, на которой молились прихожане храмов столицы Татарстана и паломники, были вознесены сугубые молитвы об упокоении погибших и об исцелении пострадавших в результате террористического акта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске.

По запричастном стихе проповедь произнёс насельник Казанской обители иеромонах Ермоген (Рубан).

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который называется Торжеством Православия!

Он был установлен в середине IX века, когда Церковь окончательно отвергла ересь иконоборчества и установила иконопочитание. С этого времени каждое первое воскресение Великого поста Церковь торжественно празднует свое Православие, празднует свою победу над всеми ересями, празднует своё стояние в правой вере, своё стояние в истине.

Она утверждает, что Церковь, в которой мы сейчас с вами находимся, тождественна той Церкви, которая была основана в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на апостолов.

И не случайно мы сегодня слышали в евангельском чтении об апостолах и об их призвании. Господь «…находит Филиппа и говорит ему: Иди за Мною» (Ин. 1:43), и Писание говорит нам, что Филипп был «...из одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1:44).

Апостолы были призваны самим Христом, им были открыты Тайны Царствия Божия, они получили благодать к созиданию и распространению Церкви по всему миру.

Вспоминая сегодня апостолов, Церковь говорит нам, что наша вера является той же верой, что была у святых апостолов, что у нас тот же опыт новой жизни во Христе, что среди нас то же присутствие и освящающее действие Святого Духа.

Мы слышали, что Филипп приводит ко Христу Нафанаила, и в ответ на исповедание Нафанаилом Иисуса Христа Сыном Божиим и Царём Израилевым (Ин. 1:49) Господь говорит: «...истинно, истинно говорю вам…» Господь говорит с особенной торжественностью и убежденностью: «…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51).

И сегодня, как и на протяжении уже более двух тысяч лет, мы видим Небо отверстым, но войти на него, войти в Царство Небесное можно только через Православную Церковь.

Православная Церковь является той лестницей, которая возводит нас на Небо.

Сегодня мы празднуем сохранение нашей православной веры, почему это так важно для нас?

Святитель Филарет Московский в своем катехизисе, в самом начале его, задает вопрос, что нужно для благоугождения Богу и для спасения души?

Задает самый важный для нас с вами вопрос и отвечает на него: во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него, во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Конечно, для нашего с вами спасения необходимо жить по нашей вере и творить добрые дела, но на первом месте стоит правая вера и познание истинного Бога.

И правая вера, и познание истинного Бога взаимосвязаны. Невозможно иметь неправильную веру и при этом иметь познание истинного Бога. Когда искажается вера, тогда и теряется познание истинного Бога.

Сегодня в нашем Соборе в 17 часов будет совершаться молебное пение Недели Православия, особый молитвенный чин, в котором будет торжественно провозглашаться православная вера и будут предаваться анафеме различные лжеучения, ереси и их приверженцы.

Для кого-то может показаться непонятной такая строгость Церкви к людям, искажающим православное вероучение.

Действительно, мы знаем, что Церковь снисходительно относится к грешникам, долготерпит, призывает их к покаянию, бесчисленное количество раз прощает их и нет такого греха, который не прощался бы в таинстве исповеди при условии искреннего покаяния человека, его решимости больше не возвращаться к исповеданному греху. И в то же время Церковь со строгостью относится к еретикам, предает их анафеме, отлучает от себя, тем самым лишает спасения, потому что мы знаем, что вне Церкви нет спасения.

Почему такая строгость?

Потому что, когда искажается вероучение, неизбежно повреждается духовная, благодатная жизнь.

И у нас уже не будет благодати, чтобы нам прощались грехи, не будет благодати, чтобы нам примириться с Богом, мы не сможем соединяться со Христом в таинстве Евхаристии, и у нас просто не будет Его Божественного Тела и Крови, или приобщение будет для нас не действенным и не спасительным, не будет освящать нас.

Искажая вероучение, мы теряем саму Церковь, теряем саму возможность нашего спасения, мы теряем всё. Отсюда и такая строгость Церкви к еретикам.

Дорогие братья и сёстры, будем сохранять православную веру, будем изучать и знать вероучение нашей Церкви.

Догматические определения, вероучительные оросы принимались на Соборах, на Соборах Вселенских, которые по своему составу всегда были Соборами Архиерейскими, по крайней мере право голоса в вопросах вероучения всегда принадлежало епископам.

Но дальше решение Собора должно было пройти рецепцию Церкви.

Оно должно было быть принято всей Вселенской церковной полнотой. И из истории Церкви мы знаем, что были соборы, которые по всем внешним признакам могли бы стать Соборами Вселенскими, но их решения не были приняты Вселенской полнотой и они стали лжесоборами.

А те соборы, которые были приняты Церковью, были включены в богослужебное поминовение. Так мы совершаем память святых отцов всех семи Вселенских Соборов, а также отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, которые восстановили канонический строй в нашей Русской Церкви и приняли ряд важных решений, обновивших нашу церковную жизнь.

Поэтому на нас с вами лежит ответственность по сохранению православной веры. Не только на епископах, хотя на них, конечно, она лежит в первую очередь, но и на священниках, на монашествующих, на всём церковном народе. Ответственность лежит на каждом из нас.

Дорогие братья и сёстры, празднуя сегодня сохранение Православной Веры, не будем забывать слова святителя Филарета, что, сохраняя православную веру, мы также должны жить по нашей вере и творить добрые дела, дела милосердия. Аминь!

ТЕГИ:
Великий Пост
Торжество Православия
Иеромонах Ермоген(Рубан)

Новости Татарстанской митрополии