Новости монастыря
Как встретила Казанскую икону, так и осталась в храме
Этой весной прихожанке Крестовоздвиженского храма Казанского Богородицкого монастыря Ларисе Аркадьевне Павловой исполнилось 79 лет. В беседе с нами она рассказала о своем военном детстве, жизненном пути и приходе к вере.
— Лариса Аркадьевна, откуда вы родом?

— Я родилась в Казани на Краснокшайской улице в 1941 году. Мы жили в доме бабушки. Отец, Аркадий Иванович, работал столяром. Еще перед войной его посадили в тюрьму, тогда ведь репрессии были.
— А за что его арестовали?
— Да на работе кто-то заказал ему рамку. А на стене висел портрет Сталина. Он пальцем показал на него и спросил: «Вот такую что ли?». И все — год тюрьмы. И только в январе 1942 года он освободился и ушел на фронт. Служил на флоте в Североморске.
— Что помните о своем военном детстве?
— Вспоминается бабушкин дом — хороший, стоял еще с царских времен. Печка была, натопишь ее, и так тепло становилось! Мы с сестрой ходили в детский садик — у нас мама работала заведующей. Там, конечно, кормили, и огород свой был, но еды все равно не хватало. Я переболела всем, чем можно: коклюш, скарлатина. В еде я была неприхотливая. А старшая сестра родилась перед войной, была избалованная, картошку не ела. Она любила хлеб. А его-то мало. Мама перед уходом из дома в столе его закроет и скажет: «Хлеб не брать». И мне поручали его охранять. Сестра до сих пор вспоминает, как я встану перед ней, растопырю свое платьице и говорю: «Хъеба не дам»! Хорошо шел у нас рыбий жир, еще сироп шиповника давали — витамин С. Еще помню, как спрашиваю у бабушки, а почему щи такие зеленые? А она говорит, так они из крапивы. Вспоминается, как в лес ходили за шишками. Набирали их для самовара.

Был у нас случай почти трагический. Мама, чтоб прокормить нас, поехала с подругой в деревню продавать швейную машинку «Зингер». И отдала ее за мешок картошки. Мороз стоял, а она легко одета была и стала замерзать на обратном пути. Тогда подружка усадила ее на санки и повезла. А мешок пришлось бросить. Надо было выбирать: или себя спасать, или картошку. Сильно тогда мама расстраивалась.
— А после войны как жили?
— Отец вернулся в 1946 году и перевез нас в новый дом. Там уже жили его братья: дядя Петя и дядя Сережа. Они все работали на заводе синтетического каучука, который эвакуировали из Ленинграда. Дом предназначался для работников этого предприятия. Прям в нем располагалась столярная мастерская. Там отец и трудился. Тогда ведь ничего не было — он всем делал мебель. Этим и жили. С едой по-прежнему было трудно. Напротив дома, там, где сейчас Татарская филармония, стоял хлебный магазин. Хлеб выдавали по карточкам. А за вкусными булочками нужно было стоять в живой очереди. Мама разбудит рано-рано утром: «Хочешь булку? Иди, стой».
— А где вы учились?

— Мне повезло. Мы прям всем домом пошли в одну женскую школу № 88. А рядом была 27-я мужская. И в 6 классе нас объединили с мальчишками. И тут началась другая жизнь, ужас! (смеется) Они были оторвы, хулиганы — росли-то без отцов, все сами по себе. Тех, кто учился плохо и хулиганил, отправляли в ремесленное училище. Так что со временем у нас в классе остались только хорошие мальчишки. Все десять лет мы просидели за одной партой с моей подружкой Данькой.
— Куда после школы пошли?
— Пыталась поступать в университет на филфак, литературу любила, но не удалось. Конкурс был большой. Куда деваться, пошла в техникум, и там меня с руками и ногами взяли. Выучилась на техника-технолога. А потом вышла замуж, и мы переехали в Улан- Удэ по направлению. Муж окончил КАИ, а там был авиационный завод, где истребители выпускали. Продержались там пять лет. А потом перебрались в Ярославль, муж сам оттуда был. Там я и прожила 30 лет. А сюда вернулась в 1997 году.
— А как вы к вере пришли?
— В Ярославле я оказалась в жутких условиях. Муж ушел, я осталась одна с двумя парнями. Со старшим сыном были неприятности. Только дома и молилась у иконок.
— А кто привил веру? Время-то советское было.

— А бабушка-то на что? Она меня в детстве брала с собой в Никольский храм на Баумана. Любимая внучка я у нее была. Помню, он всегда битком был, мы сзади стояли. И она просила: «Только отцу с матерью не говори, они партийные». Я молчала, конечно, как партизан. Но они, наверное, все равно догадывались (смеется). Вот тогда во мне, видимо, и заронили зерно.
А в 1997 году, как вернулась в Казань, то сразу пошла и покрестилась в Покровском храме. Я же даже не крещеная была! И поняла, что все, я уже больше не могу без храма.
— А как Крестовоздвиженский храм выбрали?
— Я после приезда в Казань устроилась в КАИ. Там рядом сначала открыли Софийский храм, потом Параскеву Пятницу. Туда и ходила. Но чаще бывала в Никольском соборе. А потом узнала, что должны привезти Казанскую икону Божией матери. А ведь как все разорено там было, мы с ужасом рядом проходили! Но вот как икону встретили, так я там и осталась. Этот храм стал для меня родным.
— Что бы вы хотели пожелать нашим прихожанам?
— Чтобы всегда оставались такими же дружными, добрыми, помогали друг другу. В жизни православных это самое главное, это наше достояние! Берегите его.

Все новости раздела
Новости по теме
Этой весной прихожанке Крестовоздвиженского храма Казанского Богородицкого монастыря Ларисе Аркадьевне Павловой исполнилось 79 лет. В беседе с нами она рассказала о своем военном детстве, жизненном пути и приходе к вере.
— Лариса Аркадьевна, откуда вы родом?
— Я родилась в Казани на Краснокшайской улице в 1941 году. Мы жили в доме бабушки. Отец, Аркадий Иванович, работал столяром. Еще перед войной его посадили в тюрьму, тогда ведь репрессии были.
— А за что его арестовали?
— Да на работе кто-то заказал ему рамку. А на стене висел портрет Сталина. Он пальцем показал на него и спросил: «Вот такую что ли?». И все — год тюрьмы. И только в январе 1942 года он освободился и ушел на фронт. Служил на флоте в Североморске.
— Что помните о своем военном детстве?
— Вспоминается бабушкин дом — хороший, стоял еще с царских времен. Печка была, натопишь ее, и так тепло становилось! Мы с сестрой ходили в детский садик — у нас мама работала заведующей. Там, конечно, кормили, и огород свой был, но еды все равно не хватало. Я переболела всем, чем можно: коклюш, скарлатина. В еде я была неприхотливая. А старшая сестра родилась перед войной, была избалованная, картошку не ела. Она любила хлеб. А его-то мало. Мама перед уходом из дома в столе его закроет и скажет: «Хлеб не брать». И мне поручали его охранять. Сестра до сих пор вспоминает, как я встану перед ней, растопырю свое платьице и говорю: «Хъеба не дам»! Хорошо шел у нас рыбий жир, еще сироп шиповника давали — витамин С. Еще помню, как спрашиваю у бабушки, а почему щи такие зеленые? А она говорит, так они из крапивы. Вспоминается, как в лес ходили за шишками. Набирали их для самовара.
Был у нас случай почти трагический. Мама, чтоб прокормить нас, поехала с подругой в деревню продавать швейную машинку «Зингер». И отдала ее за мешок картошки. Мороз стоял, а она легко одета была и стала замерзать на обратном пути. Тогда подружка усадила ее на санки и повезла. А мешок пришлось бросить. Надо было выбирать: или себя спасать, или картошку. Сильно тогда мама расстраивалась.
— А после войны как жили?
— Отец вернулся в 1946 году и перевез нас в новый дом. Там уже жили его братья: дядя Петя и дядя Сережа. Они все работали на заводе синтетического каучука, который эвакуировали из Ленинграда. Дом предназначался для работников этого предприятия. Прям в нем располагалась столярная мастерская. Там отец и трудился. Тогда ведь ничего не было — он всем делал мебель. Этим и жили. С едой по-прежнему было трудно. Напротив дома, там, где сейчас Татарская филармония, стоял хлебный магазин. Хлеб выдавали по карточкам. А за вкусными булочками нужно было стоять в живой очереди. Мама разбудит рано-рано утром: «Хочешь булку? Иди, стой».
— А где вы учились?
— Мне повезло. Мы прям всем домом пошли в одну женскую школу № 88. А рядом была 27-я мужская. И в 6 классе нас объединили с мальчишками. И тут началась другая жизнь, ужас! (смеется) Они были оторвы, хулиганы — росли-то без отцов, все сами по себе. Тех, кто учился плохо и хулиганил, отправляли в ремесленное училище. Так что со временем у нас в классе остались только хорошие мальчишки. Все десять лет мы просидели за одной партой с моей подружкой Данькой.
— Куда после школы пошли?
— Пыталась поступать в университет на филфак, литературу любила, но не удалось. Конкурс был большой. Куда деваться, пошла в техникум, и там меня с руками и ногами взяли. Выучилась на техника-технолога. А потом вышла замуж, и мы переехали в Улан- Удэ по направлению. Муж окончил КАИ, а там был авиационный завод, где истребители выпускали. Продержались там пять лет. А потом перебрались в Ярославль, муж сам оттуда был. Там я и прожила 30 лет. А сюда вернулась в 1997 году.
— А как вы к вере пришли?
— В Ярославле я оказалась в жутких условиях. Муж ушел, я осталась одна с двумя парнями. Со старшим сыном были неприятности. Только дома и молилась у иконок.
— А кто привил веру? Время-то советское было.
— А бабушка-то на что? Она меня в детстве брала с собой в Никольский храм на Баумана. Любимая внучка я у нее была. Помню, он всегда битком был, мы сзади стояли. И она просила: «Только отцу с матерью не говори, они партийные». Я молчала, конечно, как партизан. Но они, наверное, все равно догадывались (смеется). Вот тогда во мне, видимо, и заронили зерно.
А в 1997 году, как вернулась в Казань, то сразу пошла и покрестилась в Покровском храме. Я же даже не крещеная была! И поняла, что все, я уже больше не могу без храма.
— А как Крестовоздвиженский храм выбрали?
— Я после приезда в Казань устроилась в КАИ. Там рядом сначала открыли Софийский храм, потом Параскеву Пятницу. Туда и ходила. Но чаще бывала в Никольском соборе. А потом узнала, что должны привезти Казанскую икону Божией матери. А ведь как все разорено там было, мы с ужасом рядом проходили! Но вот как икону встретили, так я там и осталась. Этот храм стал для меня родным.
— Что бы вы хотели пожелать нашим прихожанам?
— Чтобы всегда оставались такими же дружными, добрыми, помогали друг другу. В жизни православных это самое главное, это наше достояние! Берегите его.
Новости по теме
Другие новости раздела
Он трудился подобно апостолам. Вспоминаем об Андрее Игоревиче Колмакове
Наступило 40 дней со дня преставления Андрея Игоревича Колмакова — старосты нашей общины и благотворителя Казанского Богородицкого мужского монастыря. Мы собрали воспоминания и теплые слова от тех, кто был с ним знаком. Наместник Казанского
Каждый из вас может внести посильное пожертвование для приобретения церковной утвари для храма Николы Тульского
Дорогие братья и сестры! На территории монастыря ведутся работы по воссозданию храма Николы Тульского, братских корпусов, а также ограды монастыря со стороны ул.Нагорная. На данный момент идут к завершению общестроительные работы по храму Николы
Популярные новости
Он трудился подобно апостолам. Вспоминаем об Андрее Игоревиче Колмакове
Наступило 40 дней со дня преставления Андрея Игоревича Колмакова — старосты нашей общины и благотворителя Казанского Богородицкого мужского монастыря. Мы собрали воспоминания и теплые слова от тех, кто был с ним знаком. Наместник ...