Новости монастыря

Беседа с отцом Гавриилом

Беседа с отцом Гавриилом
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

-Отец Гавриил, благословите! Из Евангелия нам известно, что Господь, находясь на земле, исцелял народ,  проповедовал Слово Божие, и  многое претерпел, будучи распятым на Кресте. Однако об эпизодах Его радости мало, что сказано. Радовался ли Христос в земной жизни, и чему радовалось Его сердце? 
- Господь, конечно, радовался, но у Него была не такая радость как у нас. У Христа были преображенные чувства, и они не были искажены грехом. Людям, у которых  нет тонкого восприятия всего, что происходит в мире, кажется, что может быть только радость или только грусть, но есть духовные чувства, в которых присутствует единство несочетаемого. У Иоанна Лествичника есть такой термин «Радостнопечалие». Если у христианина, хотя бы немного открыто духовное сердце, то он знает, что есть светлая печаль и светлая радость, и обе они тонкие, прозрачные, красивые, и одна дополняет другую. 
Когда сердце человека печалится о чем-либо, то из этой светлой печали рождается тихая радость, которая утешает душу. Когда сердце человека радуется, то в нем зарождается такая же тихая, светлая, едва заметная печаль. Таким образом, радость в душе приобретает благоговейный, небесный или молитвенный оттенок. 
Христос же не жил чисто душевными, грубоватыми эмоциями, но смотрел на мир сквозь чистое духовное сердце, поэтому в Нем непрестанно присутствовало единство духовной радости и печали. Такое единство образует неизъяснимо сострадательную, благодатную Любовь, которая сжимает сердце болью при виде, что кто-то страдает или мучается, и подобное, духовносветлое чувство, вмещало все в одну секунду. 
Господь видел не только людей, но и Ангелов,  и бесов. Наверняка, Он радовался, при виде Ангелочков, радостно летающих вокруг человека, в котором засиял свет веры, и печалился, видя, как бесы мучают человека, закрывая его сердце от Христа.
Молясь ночью, Он мог в одну секунду видеть все, что происходит в разных частях Иерусалима и всего мира. Думаю, Его сердце безмерно печалилось из-за ссор, краж и бесчинств, происходивших за одну ночь. И, конечно, Он радовался духом, обращая внимание на детей и людей, которые молились Богу искренне, благоговейно, когда проявляли трогательную любовь. 
В Евангелии есть момент, где говорится, как Господь возрадовался духом и произнес: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». 
Это о том, что Господь радовался, когда Его слова воспринимали простые, по–детски искренние и добрые сердца. Его сердце трогалось, когда Он видел душу светлую и открытую, ведь это означало, что Он может обнять ее Своим словом, что она услышит Его и примет Своим Спасителем. 
Я думаю, Господь радовался и маленьким, смешным зверушкам, и полевым цветам. Для такого великого сердца нет ничего маловажного. Он смотрел не поверхностно, а прозревал всю сущность и жизнь этих зверей и цветов, зная, как создана эта сложная система мироздания, ведь Его сердце всему дало жизнь и всему сострадало.

- А часто ли Вы радуетесь, или у монахов, погруженных в церковную жизнь, настроение связано с церковным календарем (в посты скорбите, а в праздники радуетесь)?
- Все христиане разные. Есть люди, которые слабо ощущают благодать, есть те, кто ощутимо носит благодать, и она, то увеличивается, то умаляется, а есть люди, которые не только благодать чувствуют, но и присутствие Божие в сердце непрестанно. 
Чем больше ощущается благодать, тем больше сердце радуется тому покою, легкости, глубокому прозрению, которое открывается в молитве. Такие души все меньше нуждаются в земных утешениях и все больше тянутся к молитве, и ко всему, что связано с Богом и духовным миром. 
Духовная радость должна быть непрестанным состоянием души, но это не есть веселость характера. Но и веселость души не грех. У преп. Серафима Саровского есть такие слова, что веселость не грех, она отгоняет усталость, от которого бывает уныние. И порой, надо сказать слово ласковое и веселое, чтобы у всех пред  Лицом Господа дух был весел, а не уныл.

На Пасху или Великий пост, духовная радость может приобретать разный оттенок: благоговейный, молитвенный, печальный или ликующий, в зависимости от воли Божьей. А пока душа растет, она утешается земными милостями Божьими.

Бог дал утешения разные на земле: разнообразную пищу, красивую музыку и пение, удивительную природу, дружбу и создание семьи, утешающую молитву и радость жизни в Боге, много и других интересных вещей. Если человек слабо ощущает благодать, то его сердце может привязаться к чему-либо земному, и человек не столько чистую радость получает от Божьей милости, сколько удовольствие плотское, если можно так сказать. Тогда душа теряет легкость, свободу и светлый взгляд на мир. Таким людям надо быть аккуратнее и на время отлучать себя от того, что их связало, чтобы душа обрела свободу. Нужно стараться приучать свою душу смотреть на все по-доброму, и молится так, чтобы хоть несколько слов тронули сердце. Тогда светлые мысли очистят ум и молитва одухотворит сердце, и человек почувствует в середине груди или слева, чуть выше, сердце духовное. В этот момент, в сердце появятся красивые и духовные чувства, настолько вкусные для души, что вкусность земная станет блеклой, и душа непрестанно будет искать утешения в молитве и духовном слове.

Обычно, борьба со страстями не приводит к победе, а лишь к познанию своей немощи, и лишь когда Бог коснется души миром, тогда душа не сможет сказать: «Я великая молодец, победила страсти! Теперь буду руководить людьми и поучать их премудрости день и ночь!».  Она скажет: «Боже, я вся измучилась, я вся изранена скорбями и грехами. Теперь, когда Ты коснулся моего сердца Своим Любящим, Трогательным, Кротким объятием, поняла я, что ничего мне в этой жизни не надо: ни славы, ни богатства, ни духовных дарований, а только Твоего Любящего и Кроткого присутствия, чтобы оно каждый день было со мной, чтобы оно глубже проникло мою душу, и чтобы стать такой же, как Ты, любящей, кроткой, миролюбивой!». 
Душа отказывается от всего, и главной Радостью становится для нее - Бог. И тут происходит чудо. Бог посылает душе и земные утешения, сколько надо, и духовные дарования, а душа, став свободной, ни к чему не станет привязываться, а будет только радоваться и удивляться милостям Божьим! Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». 
Люди с крепкой верой часто прожигаются скорбями не один год, но потом, когда Бог их обнимет, им уже ничего в этой жизни не надо. То, что дается через скорбь и долгое искание, становится бесконечно дорогим, а то, что легко дается, то и не ценится особо… 
Поэтому, человек, которому скорби не пробили сердце, бывает поверхностным, не глубоким, грубоватым. Сердце скорбящее понимает другое сердце, они могут быть одним целым. А Сердце Божие – Сердце, прошедшее через великую боль и мучения, и сердце человека, пробитое болью, может понять Его и быть единым с Его Сердцем. Бог очень добрый и всегда чем-нибудь утешит. А, если человек еще и благодушно, доверчиво ищет Его, и вспоминает о Нем часто, то сердце, в свое время, будет петь от радости даже по утрам, когда он проснуться еще не успел. Божия любовь Такая! Думаю, и животные имеют частичку этой любви. Те же домашние питомцы, увидев, что хозяин проснулся, сразу прыгают на кровать и облизывают все лицо, да еще с такой радостью! И ведь просто так, не за что-то, а от избытка любви.

- Один проповедник сказал, что есть такие люди, у которых в глазах отражается Бог. И достаточно посмотреть им в глаза, чтобы уверовать, что Бог есть. В Вашей жизни встречались такие люди?

- Людей высокой, духовной жизни встречал, но неотмирного взгляда, как это иногда описывают в житии подвижников благочестия, не видел. Знаю людей, перед которыми Бог преображал лицо старца, когда они приходили на беседу.Хотя с другой стороны, у прихожан со светлой душой, и у детей, иногда лицо изнутри светится тихим светом после причастия, и внешность их как- то преображается, а взгляд становится чистым, лучистым. И в этом смысле, можно сказать, что в их глазах отражается Бог. Знаю, что души тех, кого я встречал, светятся красотой Божьей. Но Бог намерено, по тем или иным причинам, скрывает, и не проявляет через физическое тело  красоту души и Свою благодать. Если у человека приоткрыто духовное зрение, то он может видеть бесконечно глубокий, небесный, сострадательный взгляд души того или иного Божьего человека, хотя физические глаза могут этого не передавать, или отражать, но частично.


- Как правильно проживать состояние немощи и болезни? Если в такой момент не можешь молиться, то достаточно просто терпеть, чтобы эта болезнь была во спасение души?
- Достаточно, думаю, но с добрыми мыслями. О чем думает человек, тем он и становится. Когда думаешь во время болезни только о суетном и телесном, то  отождествляешься с телом больным, и терпеть мучительно. Если же мыслить по-доброму, то войдешь в единство с добротой что в душе, и оно согреет душу. Думаешь благодарно, благодушно - и в душе рождаются светлые чувства. Думаешь о Боге - и молитва рождается в сердце сама собой, без усилий, и утешение благодатное сходит в сердце, и болезнь уже не  так явно чувствуется.
Но приучать ум мыслить светло и по-доброму надо в здоровом состоянии. Когда человек заболел, настроение портиться, и в уме не слова молитвы, а подобные негативные мысли: «Мне плохо, молиться не могу, я грешный и недостойный, дайте мне покой». 
А так, преподобный Серафим Саровский говорит: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

- А если человек пришел с работы уставший, и перед сном не в состоянии молиться собранно, молитва получается рассеянной, как быть тогда? Стоит ли делать над собой усилие?
- Надо молиться столько, сколько можешь. Даже пять минут теплой молитвы перед сном помогут крепче спать и быстрее восстановиться организму. Но в то же время, если человек будет все время насиловать себя, молиться сверх сил, то этим может нанести  себе вред. Его нервное состояние может ухудшиться, может появиться раздражение, возмущение, даже уныние...  А вообще, лучше мыслить по-доброму, как я уже говорил. Даже когда человек просто идет по улице или на работе, и он часто взывает к Богу или думает о Боге, то  каждая такая мысль в какой-то степени одухотворяет внутреннее состояние. И такой человек, помолившись утром, может сохранять молитвенное состояние в течение всего дня, и не терять его. Когда он придет домой, у него не будет необходимости в долгом молитвенном правиле, достаточно будет и пяти минут, чтобы в душе снова воссиял свет и радость.

- Почему в храме не так много мужчин? Мужчине сложнее поверить в Бога?
- Думаю, одна из причин в том, что у женщины от природы больше сердце развито, чем ум, а у мужчин наоборот. А Бог познается, прежде всего, сердцем. Вера - это не столько убеждение ума, что есть Бог и Рай, что надо исполнять свод законов и правил, чтобы попасть в Царство Небесное, сколько духовное чувство, открывающееся от прикосновения Божьей благодати, от встречи с Богом. Вера есть ответ на Божий призыв. Если Бог не коснется человеческого сердца, то у человека не будет живой веры. Человек может себя убедить с помощью логических доказательств, что Бог есть и Православие – это правильно, но за много лет так и не встретиться с той духовной глубиной и присутствием Божьим, которое хранит Православная Церковь. И в то же время, в атеистические годы какой-нибудь профессор – атеист, мог доказать верующей бабушке на уровне ума, логических размышлений, что Бога нет, оставив бабушку безответной. Но на вопрос образованного профессора, будет ли она теперь ходит в церковь, старушка могла со всей смелостью ответить, что, несомненно, будет! - Почему?, - ее могли удивленно спросить. - Потому что я сердцем чувствую Бога! И в церкви, и в моей жизни! 
Вот оно женское сердце.. Видите? Когда сердце ощущает Бога, то вера обретает полноту, становится живой, и доказательства ума становятся не основанием веры, а лишь дополнением, чтобы еще сильнее убедиться в том, что Бог слышит тебя и заботиться о тебе. Мужчины, у которых дух подчинен плоти, иногда даже неосознанно,  стараются прийти к Богу через ум, который всегда сомневается, колеблется и смущается. Женская природа обретает веру через сердце, которое способно доверять и идти за Богом вопреки всякой логике, сомнениям, как это было с Женами Мироносицами. 

-  Как научить детей молиться? 
- Прежде чем ребенку научиться молиться, надо, чтобы он полюбил Бога. Не нужно говорить ему, что Бог тебя накажет. Как можно любить кого-то по-настоящему и открыть ему свое сердце, если он наказывает? Да, его можно уважать, бояться, но не любить. Любить всем сердцем  можно того, кто тебя понимает, кто тебя выслушает и не осудит. Поэтому детям нужно говорить, что Бог, это Тот, Кто тебя любит, Кто о тебе всегда заботится. Даже мы (родители) не можем о тебе так позаботиться, как Он. 
Если мы дадим такое представление, ребенок уже начнет молиться тому Богу, который есть Свет и Любовь, и чувствовать Его сердцем. Допустим, в семье кто-то болеет, и ребенку можно сказать, чтобы он попросил Боженьку об его исцелении. Или, когда проходишь мимо нищего, надо сколько-то денег ребенку дать и сказать: - «Знаешь, ты можешь на эти деньги купить себе мороженое, а можешь дать эти деньги нищему. Если ты отдашь их ему, то он очень обрадуется! Ведь он голодный, без дома и семьи, ему тяжело».  Если ребенка таким образом научить состраданию, то его сердце уже будет созвучно Духу Святому, и он быстрее научиться молиться.  И, конечно, родителям вместе с детьми нужно как можно чаще причащаться, и просить у Бога, чтобы Он наделил сердце ребенка светлыми, добрыми чувствами.

ТЕГИ:
Иеромонах Гавриил
Община Казанского Богородицкого монастыря

Новости Татарстанской митрополии